|
Модель лидера монополистической конкуренции. Часть 5.Таким образом, появление конкурентов должно заставлять лидера рынка понижать цены, что, в конечном итоге, приведет к вытеснению конкурентов. В статическом анализе все просто и понятно. Но если мы переходим к динамическому анализу поведения лидера рынка, мы увидим, что перед ним стоит достаточно нетривиальная проблема: для вытеснения конкурентов нужно понизить цену своей продукции на ca, причем на неопределенный, но достаточно большой срок. (Этот срок в реальных условиях напрямую зависит от наличия у владельцев конкурирующих фирм финансовых ресурсов и желания для поддержания убыточных бизнесов, причем некоторые из конкурентов могут очень долго существовать, следую стратегии минимизации издержек).
Здесь кроются не только потери для лидера рынка, но и существенный риск (если новая цена оказывается близка к С или даже ниже С). Избавиться от этого риска можно, не допуская выхода конкурентов на рынок. Для этого можно постоянно поддерживать цены на уровне, который не позволит конкурентам выйти на рынок, но тогда теряется смысл монопольного положения на рынке; либо можно каким-то образом предостеречь потенциальных конкурентов. В частности, таким предостережением могут быть акции по продвижению собственной продукции (услуги), когда время от времени лидер рынка на относительно небольшое время и в неожиданный момент снижает цены на свою продукцию. Пониженная цена, с одной стороны, привлекает потребителей, с другой стороны, отпугивает конкурентов, заставляя их понижать оценки эффективности их бизнеса, с третьей – говорит им, что их бизнес будет сопряжен со значительным риском. И наконец, инвесторы и кредиторы потенциальных конкурентов, увидев, что их бизнес бесперспективен или крайне рискован, откажутся его финансировать или резко поднимут стоимость финансовых ресурсов. И тут мы сталкиваемся с тем, что на поведение лидера рынка влияют исключительно субъективные параметры: во-первых, это предположения об эффективности промоакции в качестве метода увеличения спроса; во-вторых, это оценка затрат на промоакцию (которая может охватить только часть потребителей); в-третьих, это оценка эффективности ее воздействия на потенциальных конкурентов; в-четвертых, оценка вероятности того, что конкуренты придут на рынок. Для объективной и достаточно точной оценки этих параметров лидеру рынка никогда не хватит данных. Мы разумеется можем считать, что процесс оценки этих параметров лидером носит адаптивный характер (он изменяет их оценки под воздействием результатов предыдущих акций). То есть и внешний наблюдатель сможет примерно оценить их, наблюдая за поведением лидера рынка в течение долгого времени и анализируя его поведение в прошлом. Но даже если мы сможем как-то оценить эти внутренне параметры, сами моменты начала промоакций будут непредсказуемы, поскольку лидеру рынка необходима полная их случайность, дабы оценка риска со стороны конкурентов была максимальной. Также это нужно, чтобы потребители не смогли подстроить свое потребление под дейтвия лидера рынка и не сократили свой спрос в периоды высоких цен.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.