Верхняя строка
блок в шапке
Логотип проекта: Альтернативная Экономическая Теория на ecohr.ru
Главная
Написать
О проекте

 

L1   L2   L3   L4  

 

Модель лидера монополистической конкуренции. Часть 3.

Теперь посмотрим на лидера. Стоит ли ему вытеснять одного слабого конкурента, если этот конкурент занимает небольшую площадь, а борьба с ним ведет к снижению цен и потерям в масштабе всего города?

Итак, для простоты, пусть у центральной фирмы есть цена Р, общий объем продаж Q, себестоимость С, общая эластичность спроса Е (соответствующая монополизированному рынку), затраты при перемещении потребителей c, и цена конкурента р. Город имеет радиус R, а окружность, на которой цена центральной фирмы совпадает с ценой окраинной, имеет радиус R – a. То есть, в случае этом цены двух конкурентов связаны соотношением:

P + c ( R – a ) = p

При этом будем считать, что город велик, и доля окраинной фирмы не превосходит
a2 / п R2 А может быть и вдвое меньше. И одновременно цена, издержки, продажи и эластичность центральной фирмы до появления конкурента связаны так, как это бывает в условиях монополии:

Q = D(P) ; P = C / (1 – 1/E); E > 1

Тогда однозначно имеет смысл вытеснять конкурентов путем снижения цены на ac / 2 (или даже на ac, если малый конкурент ведет себя осторожно и решает занять безопасную позицию на границе), если прирост продаж компенсирует падение прибыли из-за снижения цены.

При появлении конкурента падают продажи центральной фирмы, но одновременно возрастает эластичность спроса. Это заставляет ее снизить цену, что приведет к росту ее доли рынка и к повышению прибыли. Но при вытеснении конкурента эластичность будет быстро снижаться и по мере уменьшения а она приблизится к E. А для данной эластичности оптимальной является исходная цена Р.

Таким образом, вытеснять окраинного конкурента, когда он один и легко может вернуться, бессмысленно. Центральной фирме выгоднее мириться с его существованием, хотя она и потеряет при этом незначительную часть рынка.

 

Но если конкурентов у центральной фирмы много, тогда они равномерно распределяются по кольцу, а в результате, рано или поздно окажется, что центральная фирма сохраняет за собой только внутренний круг радиуса R – a. Все пространство вне этого круга достается конкурентам, т.е. здесь уже наблюдается значительное сокращение доли лидера.

В этом случае мы можем говорить, что эластичность индивидуального спроса для центральной фирмы оказывается заметно выше, чем до появления конкурентов, оптимальная цена – заметно ниже.

Предыдущее: Модель лидера монополистической конкуренции. Часть 2.  Следующее: Модель лидера монополистической конкуренции. Часть 4.

Метки статьи:

Нижный див
 

Проект работает с 2013/7.