|
Самооценка, альтруизм и эгоизм. Часть 3.Хотя большая часть женщин тратит контролируемые такими способами деньги на нужды семьи, некоторые тратят их на собственные нужды (Abdullah, Zeidenstein 1982) или покупают подарки родственникам, чтобы добиться их внимания и привязанности (Luschinsky 1962), другими словами, чтобы создать «социальный капитал». А некоторые инвестируют в коз и коров, которых содержат в доме родителей. Это особенно типично для женщин, живущих с родственниками мужа, где заработки должны распределяться внутри всего большого хаузхолда (Nath 1984). Несправедливое распределение пищи внутри объединенной семьи, также может быть обойдено женщинами разнообразными хитрыми способами, включающими и проведение чисто женских застолий (Elizabeth Enslin 1990), и выдуманное владение духовной силой, чтобы получить виды пищи, запрещенные в иных случаях (Shaheena Khan 1983, собственные наблюдения на севере Индии). Аналогично, в социологических исследованиях, основанных на опросах женщин на селе, существует множество свидетельств, что женщины, несомненно, с готовностью воспринимают неравное разделение труда в качестве легитимного, независимо от того оказывают ли они скрытое сопротивление такому порядку или просто жалуются на него. Например, White (1992: 318) сообщает, что деревенская женщина в Бангладеш может подать чай без молока приятелям мужа, чтобы мужчины «не думали бы, что ей больше нечего делать, кроме как готовить чай для них весь день, и чтобы они были бы быть обескуражены при возвращении». Сельские женщины из Индии комментируют: Нанятые сельскохозяйственные рабочие помогают мужчинам-джатам в поле, но у женщин джатов работы только прибавляется. Мы должны готовить пищу и кормить этих работников. … У женщин тоже должен быть рабочий день фиксированной продолжительности. (B. Horowitz, M. Kishwar 1982: 17) Все эти примеры, разными способами, бросают вызов любым появляющимся идеям о том, что женщины в аграрной Южной Азии (а в действительности – везде) принимают легитимность внутрисемейного неравенства. Явное проявление согласия («опущенные глаза») не должно означать, что у женщин отсутствуют корректные представления о том, что для них выгоднее. Скорее, это демонстрирует жизненную стратегию уклонения от ограничений, наложенных на способность женщин действовать открыто при преследовании собственных интересов («мы не получаем денег для себя»). Поэтому, хотя я согласен с Sen (1990: 126) в том, что «может быть серьезной ошибкой принимать отсутствие протестов и споров с неравенством в качестве доказательства отсутствия этого неравенства», но я мог бы добавить, что в той же мере ошибочным считать, что отсутствие явных протестов эквивалентно отсутствию борьбы с неравенством. Непротивление еще не означает согласия.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.