Верхняя строка
блок в шапке
Логотип проекта: Альтернативная Экономическая Теория на ecohr.ru
Главная
Написать
О проекте

 

L1   L2   L3   L4  

 

Самооценка, альтруизм и эгоизм. Часть 2.

Страдают ли женщины от неверных представлений?

Идея о том, что женщины в таких обществах, как Индия, имеют менее четкие представления о собственных интересах, т.е. что они могут страдать от некоей формы «ложного сознания» (делающего их, в результате, соучастницами консервации их неравного положения), интересна, но спорна. Эмпирические доказательства, хотя их и немного, говорят, скорее, о противоположном.

В ходе наблюдений трудно определить на основе явных поступков людей, соглашаются ли они с порядком, при котором существует неравенство, поскольку они полностью признают его легитимным, или поскольку они признают его частично легитимным, или поскольку они боятся, или поскольку верят, что у них нет других вариантов. Поэтому, чтобы изучить представления женщин о неравной природе гендерных отношений, мы должны не только рассмотреть явные акты сопротивления женщин, но и многие скрытые способы, которыми они выражают свое несогласие с существующим положением. Эмпирические исследования, в которых зондируется скрытый ответ женщин (путем фиксации их мнений в условиях, когда они могут выражаться свободно, или с участием погруженных в их «субкультуру» наблюдателей) позволяют получить многочисленные примеры их «ежедневного сопротивления» внутрисемейному неравенству при распределении ресурсов и власти, а также их двойной нагруженности работой. Например, имеется много примеров среди живущих в условиях изоляции женщин из сельских местностей Южной Азии, которые пытаются скрытно добыть некоторое количество денег, которые они могли бы независимо контролировать, либо путем секретной занятости, либо тайно продавая небольшое количество семейного урожая. Секретность же им нужна, чтобы скрыть свои доходы от мужей и мужней родни. Abdullah, Zeidenstein (1982), суммируя множество интервью, взятых в деревнях в Бангладеш, отмечают:

Женщины нам обычно говорили о том, что делали другие женщины. Например, одна женщина хранила рис в доме другой женщины так, что муж первой не мог знать об этом. Другая женщина растила козу у соседей, чтобы муж не узнал этого. Еще одна женщина открыла небольшое дело со своим молодым сыном и сказала ему хранить заработок в секрете от мужа. Большинство женщин говорит, что они хранят свои сбережения в полостях бамбука, в крыше, под кучами белья.

В Северо-западной Пограничной Провинции Пакистана, как замечает Lindholm (1992: 201): Мужья воспринимают это (тайную продажу зерна женами) как воровство, но жены считают это лишь платой за работу. В Шри-Ланке работающие женщины «обычно прячут свои деньги в разных местах в доме, так что, будучи побитой, жена может показать мужу одно из таких мест, создавая у него иллюзию, что она отдала ему все свои сбережения» (Carla Risseeum, 1988: 278).

Предыдущее: Самооценка, альтруизм и эгоизм. Часть 1.  Следующее: Самооценка, альтруизм и эгоизм. Часть 3.

Метки статьи:

Нижный див
 

Проект работает с 2013/7.