|
Модель лидера монополистической конкуренции. Часть 1.В этой модели поведение экономического агента почти непредсказуемо, поскольку перед ним всегда стоят две альтернативы, выбираемые случайным (по крайней мере, с точки зрения внешнего наблюдателя) образом. Представьте себе почти круглый «город», в котором обитает эффективная фирма, оказывающая некоторый вид услуг. Поскольку она эффективна, то вытеснила всех своих конкурентов и заняла центр города. В центральном положении она оказывается максимально доступной для потребителей и за счет этого имеет наибольший спрос и наибольшую прибыль. Ее новые (более слабые) конкуренты могут появиться только на окраинах, формируя кольцо. Конкуренты сильной фирмы могут существовать только вблизи от окраины, где привлекут жителей ближайших улиц. При попытке проникнуть в центр такие фирмы однозначно окажутся неконкурентоспособны, поскольку издержки у них выше, чем у лидера. Мы упросим сообщество потребителей в «городе», предположим равномерное распределение их по площади города, а также их идентичность, в частности равенство транспортных издержек (и прямых, и альтернативных) при перемещении на одинаковое расстояние. При этом издержки перемещения мы будем считать пропорциональными расстоянию. Т.е. преимущество конкурирующих фирм будет заключаться не только в цене товара, но и в близости к потребителю. А других преимуществ быть не может, поэтому мы получим еще одну географическую модель монополистической конкуренции (см. также здесь). В географических моделях доля рынка определяется площадью территории, на которой потребители однозначно выбирают рассматриваемую форму в сравнении с конкурентами. Расположенная в центре фирма-лидер определяет цены на рассматриваемую услугу. Когда она одна – это монопольная цена. Когда появляются конкуренты, она может выбирать: оставить монопольную цену, скорректировать ее (чтобы она соответствовала ее доле рынка и эластичности спроса в этой доле) или снизить, чтобы вытеснить конкурентов. Сравнивая эти альтернативы, фирма лидер однозначно может выбрать наилучшую стратегию поведения с учетом ожидаемой прибыли (скорректированной величиной риска) в течение планового периода. Но спрашивается, что должен лидер делать пока конкуренты не появились? Должен ли он держать монопольную цену или для него выгоднее поддерживать такую цену, которая гарантирует непоявление конкурентов? Или он может избрать некоторую смешанную стратегию, которая будет приносить большую прибыль, чем поддержание отпугивающей цены, но при этом будет почти столь же эффективно отпугивать конкурентов?
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.