|
Хаос в секторе потребления. Часть 2.Еще одним источником хаоса на потребительском рынке является взаимодействие потребителей друг с другом. Каждый потребитель входит в некоторое множество сообществ, внутри которых распространяется информация о товарах и услугах, которой потребитель склонен доверять больше, чем рекламе и информации в СМИ. Поведению людей в части из этих сообществ потребитель склонен подражать (как и прочим «успешным» людям). А людям из других сообществ (например, «серой массе») он склонен себя противопоставлять. В результате возникает сложная совокупность связей между людьми, которая влияет на их поведение. В результате оказывается, что в меру рациональный человек, взятый сам по себе, ведет себя на потребительском рынке одним образом, а под воздействием всего остального общества – совершенно иначе. Его поведение становится более сложным, больше зависит от событий прошлого, больше зависит от ожиданий. Понятное дело, что за счет этого повышается и хаотичность всего рынка. Более того, через общество на поведение потребителя можно воздействовать, направляя его в ту или иную сторону. В частности, мы можем увидеть малопредсказуемый взрывной рост спроса на какие-то товары и услуги, а затем совершенно неожиданные падения. Сложные колебания и странные траектории спроса на какие-то блага. Неожиданную реакцию на изменения цен и возникновение кратковременных зависимостей между показателями малосвязанных (теоретически) рынков. В какой-то мере может приводить к хаотическому поведению потребительских рынков и воздействие производителей на потребителей (средствами рекламы и иных методов продвижения), а также приспособление потребителей к этому воздействию (т.е. снижение их чувствительности к рекламе) и их противодействие ему (т.е. отказ от того, что слишком навязчиво продвигается). Особенно сложным будет поведение рынка, когда потребители взаимодействуют друг с другом, производитель также пытается воздействовать на них, и это воздействие для части потребителей становится чрезмерным. Здесь минимальных изменений параметров (например, характеристик продаваемого объекта, цены, интенсивности и методов продвижения) может быть достаточно для кардинальных изменений траектории развития рынка. (Это история про то, как неудачный маркетинг может погубить товар или услугу.)
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.