|
Хаос в секторе потребления. Часть 1.В настоящее время сложное и непредсказуемое поведение потребителей (каждого отдельного и в массе) является главным источником хаотичности в экономике. Это связано с широтой выбора, с большим диапазоном удовлетворяемых потребностей, с особенностями поведения потребителей. Но всего две сотни лет назад, на заре индустриальной эры, хаотичность в этом секторе была пренебрежимо мала, когда речь шла обо всей экономике. Это объяснялось тем, что большинство людей потребляло только самое необходимое и только в необходимых количествах. А потому потребление следовало за производством, т.е. рост производства был первопричиной роста потребления. Что же создает хаос в секторе потребления? Во-первых, большое количество реализуемых товаров и услуг, причем многие товары имеют очень близкие потребительские характеристики. Минимальных изменений в мотивирующих параметрах поведения потребителей будет достаточно, чтобы кардинально изменить индивидуальный и массовый потребительский выбор.Во-вторых, наличие у потребителей множества потребностей, являющихся разнородными и не сводимыми к одной потребности, хотя некоторые потребности определенно более важны, чем другие. Это же означает, что удовлетворение потребителя не описывается одной переменной, а представляет собой вектор (а там, где встречаются векторные величины, там нужно искать и хаотические процессы). В-третьих, изменчивость потребительских предпочтений на основании опыта потребителя, его удовлетворенности / неудовлетворенности от предыдущих актов потребления, памяти, эмоций и т.д. Т.е. поскольку предлагаемых товаров и услуг очень и очень много потребитель вынужденно постоянно находится в поиске оптимальных для него благ, сравнивая друг с другом приобретавшиеся в прошлом. Кроме личного опыта сюда же можно отнести непосредственные наблюдения потребителя за действиями других потребителей и результатами этих действий. Например, увидев, как сосед купил, а затем выбросил какой-то товар, вы вполне возможно тоже станете относится к нему с осторожностью. В-четвертых, наличие у потребителей каких-то запасов благ и наличие у них благ длительного пользования, что делает приобретение таких благ зависимым от оного в прошлом. Примерно такая же ситуация возникает с услугами, многие из которых нужны потребителю лишь изредка. Опять же, сложная зависимость потребностей от времени зачастую способна породить хаотичность. В-пятых, непостоянство располагаемых доходов потребителей, которые имеют тенденцию испытывать сезонные колебания, меняются вместе с изменениями в экономике вообще, зависят от прошлых вложений и долгов. Кроме того, на поведение потребителей и выбор, который они делают, влияют их ожидания в отношении будущих доходов. Человек, боящийся увольнения, ведет себя совсем не так, как тот, кто ожидает скорого продвижения по служебной лестнице. Через такой механизм на потребительский рынок вполне может оказывать влияние совершенно не имеющая к нему экономическая информация. В-шестых, информации о товарах и услугах недостаточно, чтобы принимать осознанные решения. А там где такая информация существует в достаточных объемах, она нередко тонет в информационном шуме, создаваемом производителем товара/услуги, конкурентами, недовольными потребителями, непрофессиональными экспертами и т.д. Рационально (в том числе без эмоций) профильтровать информацию оказывается для потребителя или невозможно, или крайне сложно. Ну и наконец, само поведение людей очень сложно. Как будет показано ниже, у человека всегда имеется несколько вариантов (даже типов) поведения, каждый из которых может привести к собственным результатам, отличающимся от результатов иных моделей поведения. Причем сказать, какую модель поведения выберет человек в конкретной ситуации, или какую модель он считает наилучшей, не представляется возможным для внешнего наблюдателя.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.