|
Что есть экономика. Часть 4.Другим видом стабильных групп, способных существовать в течение длительного времени являются общественные объединения, созданные ради достижения политических, социальных или экономических целей. Причем наиболее устойчивы объединения, существование которых институциализировано, в частности политические партии. Но это могут быть и объединения, имеющие не столь выраженную направленность и не столь четко прописанные законом права и обязанности. Например, это могут быть не только объединения борцов за экономические права, но и общества, продвигающие культуру и образование; общества защиты животных и помощи им; сообщества родителей «особенных» детей, и т.д. С точки зрения экономики у устойчивых общественных объединений (особенно крупных) есть несколько важных особенностей. Во-первых, они имеют сложившуюся структуру управления и большая часть их аппарата – наемные работники. Во-вторых, их члены делают взносы, как в добровольном, так и в обязательном порядке; кроме того, общественные объединения собирают пожертвования сторонних лиц. В-третьих, эти объединения, как и фирмы, осуществляют расходование средств в соответствии с заявленными целями, но направляет это расходование воля руководителей их аппарата, а не воля рядовых членов (хотя последние могут опосредованно контролировать расходы). В-четвертых, общественные объединения способны целенаправленно влиять на экономическое поведение своих членов ради достижения целей объединения. Например, они могут организовать бойкот каких-либо видов товаров и услуг, или отдельных фирм. Также эти объединения через своих членов или через иные инструменты коммуникации способны влиять на общественные настроения, потребительские вкусы и предпочтения. Например, можно упомянуть антимеховую кампанию зоозащитников, которая завершилась реальным сдвигом предпочтений потребителей в развитых странах. А через политические инструменты у них есть возможность влиять на производственные процессы (через изменения в экологических стандартах или в стандартах охраны труда). Внешнему наблюдателю достаточно сложно понять, когда именно подобная кампания будет запущена и через какие каналы она будет проводиться. Поэтому ему сложно спрогнозировать успешность этой кампании, а также рассчитать момент, когда деятельность рассматриваемого объединения создаст критическую массу потребителей с новым шаблоном поведения и когда за ними последуют все остальные. Т.е. общественные объединения вполне способны провоцировать хаотические процессы в экономике, в основном на стороне потребления и в меньшей степени на стороне производства и распределения, причем развиваться эти процессы могут первоначально скрытно – вне экономической сферы. И весьма важна роль лидеров таких объединений, поскольку именно они, в конечном счете, решают, когда и как запускать какую-либо кампанию воздействующую на общество и экономику. Эти люди, фактически, обладают большой властью в экономике, но сами находятся в тени, в отличие от государственных чиновников и капитанов бизнеса.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.