|
Мутуализм Прюдона.Развитие капитализма в Европе и наступление эпохи циклического развития привело к возникновению многих экономических школ, из которых самыми известными были марксистская и маржиналистская. Но кроме них появились и другие экономические школы (нередко как экономическая основа политических движений), которые пытались разрешить проблемы капиталистического устройства экономики. Одной из таких школ был Мутуализм (другая транскрипция «мютюализм»), являвшийся основой одного из течений анархизма. Основателем теории мутуализма был французский философ середины 19-го века Пьер-Жозеф Прюдон. Мутуализм, как экономичекая теория, произрастает из классической политэкономии. Так же, как и классическая экономическая школа, мутуализм базируется на трудовой теории стоимости, личной свободе, подразумевающей эквивалентный обмен свободе торговли (товарами и ресурсами) и на полноте информации. Как известно, трудовая теория стоимости входит в противоречие с реальным ценообразованием. Она оказывается неспособна объяснить существование процента или земельной ренты. Мутуализм объясняет это противоречие не ошибочностью трудовой теории стоимости, а тем, что капиталистическое общество резко отличается от того общества, которое изучается политэкономией. В частности, утверждается, что государство выступает охранителем капиталистического строя, поддерживая эксплуатацию работников, ограничивая свободу передвижения денег, и препятствуя формированию рабочими союзов (кооперативов и профсоюзов). Идеальную экономическую систему мутуализм представлял себе следующим образом: индивидумы владеют средствами производства и занимаются свободным трудом. В тех случаях, когда необходимо разделение труда или работа многих людей, они объединяются в свободные ассоциации (можно назвать их кооперативами со свободой входа и выхода). Для приобретения недостающих средств производства индивидуумы используют механизмы взаимного кредитования, которые должны обеспечить низкую процентную ставку, поскольку не будет банковской прибыли и монополии на деньги. Экономическая роль государства в идеальной экономической системе мутуализма сводится к нулю. Однако, будет существовать переходный период от капитализма к мутуализму, в течение которого государство должно будет подавлять капиталистические начала в обществе суровым налогообложением собственности и нетрудовых доходов. Значительная часть собранных государством денег при этом должна идти на наполнение ресурсами системы взаимного кредита. Хотя роль государства в мутуализме минимальна, но в нем допускается общественная собственность на средства производства и продукт труда, в обмен на который рабочие получают заработную плату. Общественная собственность возникает, как предельный вариант собственности групповой. Исторический опыт показал, что мутуализм несостоятелен. Хотя в конце 19-го века общества взаимного кредитования и взаимного страхования стали популярны, они так и не смогли вытеснить коммерческие структуры из этих сфер. Точно также и в производственной сфере союзы независимых прооизводителей оказались менее эффективны, чем корпорации. Во многом это связано с ростом роли государства в 20-м веке, роль государства выросла из-за неспособности общества самосотоятельно решить свои проблемы (и экономические, и иные)... Люди оказались просто не в состоянии договориться обо всем самостоятельно и добровольно... Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.