Верхняя строка
блок в шапке
Логотип проекта: Альтернативная Экономическая Теория на ecohr.ru
Главная
Написать
О проекте

 

L1   L2   L3   L4  

 

Социальные нормы. Часть 6.

Все эти три аспекта обнаруживаются, когда исследуем споры относительно норм изоляции женщин в сообществах Бангладеш и Пакистана, где доминируют мусульмане. В этих сообществах, как и во многих других частях Южной Азии, женщина попадает в ловушку нищеты, если сталкивается с выбором между нуждами выживания и социальным статусом внутри сообщества. Многие решают эту дилемму путем того, что берутся за работу способную приносить доход, некоторые работают дома, другие – вне него. Последствия различаются существенно. Женщины, работающие дома в изоляции, оказываются не способны бросить вызов практике изоляции (Farida Shaheed 1989); в то время как работающие на городских фабриках начинают делать это. Работницы швейных предприятий в Дакке так аргументируют свою позицию:

Лучшая изоляция – бурка (покров) внутри себя, бурка сознания. Люди говорят, что работа уничтожает изоляцию, только для того, чтобы подавлять женщин. (Рахела в Kabeer 1991: 16.)

Это, однако, коллективный вызов, брошенный женщинами, являющимися членами организованной группы, что, как уже доказано, сильнее всего облегчает процесс изменений норм, и не только потому, что те люди, кому они должны противостоять, формируют гендерно-консервативные группы, старающиеся сохранить некогда установленные нормы. В деревнях в Бангладеш женщины, входящие в НГО BRAC (Bangladesh Rural Advancement Committee), которое старается улучшить экономическое и социальное положение сельской бедноты, через групповые схемы кредита и заработка, начинают задавать вопросы относительно легитимности женской изоляции вообще, поскольку воспринимают ее как навязанную элитой:

Когда женщине из богатой семьи нужно отправиться в город, чтобы присутствовать в суде, даже если она едет на 3-4 дня, это допускается нормами женской изоляции. Когда женщина из группы, организованной BRAC, хочет поехать … всего на один день в мастерскую или на встречу по работе, … ее действия порицаются, как не соответствующие нормам. Нормы женской изоляции, которые могут быть легко и быстро ослаблены для жен богатых людей, в полной мере давят на женщин из остальных семей. (Участница BRAC, процитировано в Martha Chen 1983: 73).

И далее:

Муллы и религиозные лидеры немало говорят о том, что соответствует или не соответствует нормам женской изоляции; но в деревнях последнее слово остается за деревенскими лидерами. Муллы по желанию старейшин, могут высказаться о соответствии или не соответствии какой-либо действия или поведения нормам. Таким образом, богачи и старейшины могут (через религиозных лидеров) определять какая деятельность подходит или не подходит для женщин. (Участница BRAC, процитировано в Martha Chen 1983: 73)
Предыдущее: Социальные нормы. Часть 5.  Следующее: Социальные нормы. Часть 7.

Метки статьи:

Нижный див
 

Проект работает с 2013/7.