Верхняя строка
блок в шапке
Логотип проекта: Альтернативная Экономическая Теория на ecohr.ru
Главная
Написать
О проекте

 

L1   L2   L3   L4  

 

Социальные нормы. Часть 5.

Тихое поведение Нхану (которое могло стоить ей чаши) контрастирует с шумностью ее братьев, что только подчеркивает ожидаемые различия в поведении мужчин и женщин даже в сообществах, где женщинам в явном виде не запрещено отстаивать свои интересы.

В тех культурных условиях и в том контексте, где социальные нормы подавляют открытый торг или открытое выражение их мнения, женщины могут быть вынуждены использовать неявные формы борьбы. Постоянное недовольство, мнимые болезни, натравливание друзей и родственников мужа друг на друга, угрозы вернуться в дом родителей, отказ от исполнения супружеских обязанностей – это все способы, с помощью которых женщина ведет торг внутри семьи, и так происходит не только в Южной Азии, но везде, скажем, в Латинской Америке или в США. Однако, эти формы могут оказаться менее эффективными, чем более явный торг или спор.

Торг по поводу социальных норм.

Как правило, экономисты в своих работах полагают, что индивидуальные предпочтения и социальные нормы экзогенно заданы. В моделях торга, когда социальные нормы вводятся как факторы, как, например, в Lundberg, Pollak (1993), они также полагаются экзогенными, хотя некоторые аналитические описания обнаруживают их эндогенность (Folbre 1995, Agarwal 1994а). Фактически, социальные нормы не являются неприкосновенными, и сами становятся объектом торга и изменяются, хотя временной горизонт для изменения некоторых типов норм может быть очень длинным.

В действительности, многое из того, что воспринимается обществом как естественное и не обсуждаемое, включая роль женщин и модели поведения, может быть результатом идеологической борьбы в прошлом. Чтобы переместить то, что в течение долгого времени воспринималось обществом как данность, в сферу обсуждения и спора (от «доксы» к гетеродоксии) может потребоваться дополнительный торг. Принятие идеи о том, что неравенство женщин имеет не биологические корни, а создано обществом, должно стать частью этого процесса, как и предложение, как могут быть гендерные отношения построены на иной основе.

Что касается торга относительно социальных норм, три вещи заслуживают отдельного внимания: Во-первых, роль экономических факторов, заставляющих людей бросать вызов нормам. Во-вторых, роль групп (как противоположности индивидам), повышающая способность людей бросать вызов нормам. В-третьих, природа торга относительно норм внутри и вне дома, позволяющая эффективную борьбу с нормами только в условиях взаимодействия этих двух видов торга. Действительно, по определению арена споров относительно социальных норм простирается далеко за пределы семьи, поскольку чтобы идеи и поведение стали «нормами», требуется их принятие вне отдельного дома.

Предыдущее: Социальные нормы. Часть 4.  Следующее: Социальные нормы. Часть 6.

Метки статьи:

Нижный див
 

Проект работает с 2013/7.