|
Социальные нормы. Часть 2.Общественные ограничения могут благоприятствовать групповым интересам по сравнению с частными, или благоприятствовать одним группам в ущерб другим (мужчинам по сравнению с женщинами), или интересам одних индивидов по сравнению с другими (скажем старших женщин и более молодых в одной семье). Легитимация норм выводится из религиозных и прочих верований. И они могут отражать доминирующие в обществе представления о потребностях и правах людей. Нормы могут быть и менее ограничительны. Они могут определять пределы торга, допуская споры в некоторой области, но ограничивая диапазон спора. Например, в некоторых сообществах признается нормой, когда мужчины едят раньше женщин и получают более качественную пищу. Однако и в этих обществах допускается разговор о критериях распределения – вклад, потребности, равенство, инвестиции (особенно в детей) – которые используются при распределении пищи отдельно среди мужчин и отдельно среди женщин. Сложностей в процессе торга будет меньше, если всеми осознается наличие социальной легитимации претензий данного человека на долю в оспариваемой вещи, и предметом спора будет лишь величина этой доли (по сравнению с ситуацией, когда оспаривается само право на долю в этой вещи). Например, право женщин в семье базовые блага не оспаривается, речь идет о том лишь, какую их часть можно отдать женщинам. Но в то же время в некоторых сообществах право женщины на какую угодно долю земли родителей отвергается и ставится вне арены для семейного торга. Все перекрывающая природа норм говорит нам, что для начала могут оказаться необходимы споры о расширении списка тем, которые могут стать предметом торга, и нередко торг и споры могут быть нужны, чтобы некоторое лицо стало рассматриваться как легитимный участник диалога. Нормы как детерминанты и ограничители силы в торге.Те виды ограничений на сферы торга, которые были описаны выше, воздействуют, с другой стороны, и на силу женщины в торге внутри семьи. Рассмотрим, например, торг за получение большего количества базовых благ. Социальные нормы, как уже показывалось выше, зачастую определяют принципы, в соответствии с которыми может распределяться пища в семье. Нормы распределения пищи (количество и качество еды, порядок принятия пищи) благоприятствуют мужчинам, так, например, происходит в северной части юга Азии, этим ограничиваются возможности женщин и девочек торговаться за увеличение доли. Или возьмем критерии справедливости распределения благ – скажем, личный вклад в доход семьи или в ее благосостояние; индивидуальные потребности; или инвестиции в будущую способность человека приносить доходы в семью – они сами по себе могут быть гендерно нейтральными, но, если представления о вкладе и потребностях смещены не в пользу женщин, то эти нормы также ведут к снижению силы женщин в торге.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.