|
Социальные нормы. Часть 1.В литературе по вопросам внутрисемейной экономики очень немногие авторы явно указывают на важность социальных норм и моделируют их. А из тех, кто делает это, многие считают социальные нормы экзогенными (Lundberg, Pollak 1993) и лишь немногие допускают их эндогенность (Agarwal 1994а, Folbre 1995, Hart 1993, Katz 1996). Но остается еще пройти длинный путь между признанием эндогенности социальных норм и пониманием их специфики в определенном контексте, а также влияния социальных норм на силу в торге в конкретных ситуациях. В этой секции мы и попытаемся исследовать эти вопросы. Нормы способны влиять на процесс торга как минимум четырьмя путями:
Нормы, как границы того, о чем можно спорить.Начнем с того, что социальные нормы определяют границы торга. Они определяют, какие темы для торга легитимны с точки зрения общества, а какие относятся к сферам, в которых торг невозможен. В любое заданное время в выбранном обществе некоторые решения должны попадать в область того, что французский социолог Пьер Бурдью (Pierre Bourdieu, 1977) обозначил термином «доксы» – те, которые принимаются как естественная и не требующая доказательств часть общественного порядка; то, что делается без разговоров, и не допускает сомнений и споров – «неназываемое, необсужданмое, принимаемое без аргументов и критического изучения». Значительная доля того, что подразумевают под термином «традиция» попадает в эту категорию: «традиция существует в тишине и не только о том, что она традиция». Контрастируя с этим, доксы являются «полем для мнений, того о чем явно спрашивают»; «локусом конфронтации конкурирующих дискурсов». В современном контексте «доксы» могут включать широко распространенные в обществе нормы и модели поведения. Социальные нормы реально участвуют во всех сферах деятельности. Они могут определять категории лиц, не могущих вступать в брак (например, в патриархальной Северной Индии это близкие родственники и жители одной деревни); гендерное разделение домашнего труда (например, работа по дому и уход за детьми традиционно рассматривается как женская обязанность); гендерное разделение труда вне дома (специфика занятий и профессиональная сегрегация распространена и в аграрных и в индустриальных обществах по всему свету); может ли женщина вообще работать вне дома (изоляция женщин, существующая в некоторых индуистских и многих мусульманских общинах препятствует этому); кто имеет преимущественное право участвовать в принятии решений в доме (например, невестки, уже имеющие сыновей, имеют больше прав, чем сразу после замужества); по какому критерию должны распределяться ресурсы общества, например «каждому по возможностям» или «каждому по потребностям»; и так далее.
Метки статьи:Нижный див
|
Проект работает с 2013/7.